Новости

«Зеленая» тяга для российской железной дороги: водород или газ?

Новости компании

Основатель ГК «ИнЭнерджи» Алексей Кашин принял участие в обсуждении будущего отечественного железнодорожного транспорта. Дебаты, собравшие ведущих производителей и заказчиков в области машиностроения и энергетики, ученых и экспертов по эксплуатации железнодорожного транспорта, прошли 26 августа в рамках Международного железнодорожного салона «PRO//Движение.Экспо».

Необходимость перевода железнодорожного транспорта на более экологичные виды топлива приобретает актуальность в России не только из-за введения новых мировых стандартов, предполагающих снижение углеродного следа, но и по целому ряду причин, связанных с особенностями эксплуатации. Далеко не во всех регионах нашей страны, где жизненно важно железнодорожное сообщение, возможно не только создание электрических сетей, но и регулярное и достаточное снабжение углеводородным топливом.

Поэтому сейчас на повестке дня стоит поиск оптимальных решений для создания как экологически безопасного, так и экономически выгодного железнодорожного транспорта. Среди решений, над частью из которых уже начата работа – локомотивы на газомоторном топливе и водородных топливных элементах. Какие проблемы могут возникнуть при внедрении такого рода подвижного состава и что необходимо для их решения – такими оказались основные темы дебатов на «PRO//Движение.Экспо».

В качестве ведущего организаторы выбрали автора и ведущего научно-популярных программ канала НТВ Сергея Малозёмова. Участников дебатов разделили на две условные группы.

В первую, «Водород», вошел Алексей Кашин, а также и.о. заместителя генерального директора – главного инженера ОАО «РЖД» Владимир Андреев и заместитель генерального директора по техническому развитию АО «Трансмашхолдинг» Александр Ермонский.

Во второй - «Газ» - участвовали заместитель директора центра по перспективным разработкам Центра инжиниринга АО «СТМ» Леонид Кузнецов, исполнительный директор СРО Ассоциация Промжелдортранс Александр Маняхин, генеральный директор ООО «Криомаш - Балашихинский завод криогенного машиностроения» Кирилл Лятс и первый заместитель генерального директора-главный инженер АО "ВНИКТИ" Юрий Бабков.

Кроме того, была сформирована группа экспертов: директор департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Денис Пак, технический директор РМ Рейл Сергей Дробжев, председатель Объединённого ученого совета ОАО РЖД, д.э.н, профессор Борис Лапидус, генеральный директор Института проблем естественных монополий Юрий Саакян, президент Института исследований проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин и директор бизнес-подразделения «Подвижной состав» ООО «Сименс Мобильность» Дмитрий Кузнецов.

Голосование участников и гостей дебатов показало, что наиболее перспективным из новых видов тяги все-таки считается водород (32%). За ним следуют природный газ и накопители электроэнергии (по 26%), другие виды топлива (13%) и биодизель (3%).

Как отметили эксперты, единственным шансом избежать эмиссии СО2 в железнодорожном транспорте при генерации «на борту» и сделать его действительно экологичным – это полностью перевести его на электрическую тягу: либо с использованием накопителей, либо с использованием водородных топливных элементов. Однако при этом нужно учитывать, насколько углерод-нейтральным было происхождение электроэнергии как для заряда аккумуляторов, так и для получения водорода.

Алексей Кашин отметил, что единственным вариантом полностью избежать углеродного следа остается применение водород-воздушных топливных элементов, работающих на называемом «зеленом» водороде, полученном электролизом воды с использованием электричества из возобновляемых источников энергии: «Поскольку тренд на усиление климатических ограничений только растет, надо смотреть на технологические связки. Те решения, которые сейчас выглядят как компромиссные, через несколько лет могут уже выглядеть несовременными».

Кроме того, большие вопросы вызывает и проблема утилизации отработанных литий-ионных батарей и водородных топливных элементов. Однако, как сказал Алексей, расчеты показывают, что с точки зрения экологии водород находится в большом отрыве от всех других способов генерации «на борту».

«При этом на вопрос об экологичности получения водорода, например, из природного газа, существует много ответов, - продолжает рассказывать Кашин, - есть много способов нейтрализовать углеродный след при таком производстве, например один из них – получение попутного технического углерода (так называемый «бирюзовый водород).

По его мнению, нужно смотреть на несколько ходов вперед: у России, как у страны, и у ОАО «РЖД», как у квалифицированного заказчика, есть масса вариантов выбиться в стратегические лидеры за счет понимания того, какие шаги последуют. В том числе – и выступить в качестве market maker в области зеленой энергетики, поскольку тяжелый транспорт создает нишу для новых «зеленых» технологий и водорода в первую очередь.

На сегодняшний момент ОАО «РЖД» является самым крупным квалифицированным заказчиком в России и одним из крупнейших в мире в области использования водорода для тяжелого транспорта, – резюмирует Алексей Кашин. – И эта позиция ответственной компании с государственным участием учитывает растущую важность ESG-повестки. Одним из самых важных технологических аспектов ее реализации, по нашему мнению, является применение водрод-воздушных топливных элементов на подвижном составе. Благодаря системному подходу ОАО «РЖД» в решении этого вопроса, в России формируется конкурентоспособная отрасль новой энергетики с фокусом на применение водородных технологий».

О выставке: «PRO//Движение.Экспо» - железнодорожный салон техники и технологий на пространстве колеи 1520 в Щербинке, включающий в себя 20000 м2 экспозиции под открытым небом на реальных железнодорожных путях и в павильонах, а также обширную деловую программу, в которой принимают участие более 700 предприятий и 2000 специалистов отрасли.