Новости
Новости отрасли

Водородные компании готовы «зажечь»?

На прошедшей неделе интерес инвесторов был направлен на акции водородных компаний. На хайпе акций компаний Nikola (NASDAQ:NKLA), все компании, которые так или иначе связаны с водородом, на минувшей неделе показали впечатляющий рост.
Американская компания Nikola Motor разрабатывает грузовик на водородном топливе, который будут использовать на европейском рынке. Компания уже выпустила две модели грузовиков. Ожидается, что серийное производство «европейского» водородного грузовика запустят в 2022-2023 годах. Компания Тревора Милтона, правда, уже имеет, согласно ее собственным данным, портфель заказов на 14 000 грузовиков, что должно обеспечить ей до 2028 года выручку в 10 миллиардов долларов. Один из будущих клиентов – пивной гигант Anheuser Busch (NYSE:BUD), намеренный приобрести сразу 800 водородных грузовиков. Но идея Nikola Motor – это не новинка на рынке.
Никола – не первая компания, которая пытается продать грузовик, работающий на водороде. Двадцать лет назад водородные топливные элементы рассматривались как экологически чистый источник энергии для транспортных средств с огромным потенциалом.
В 2007 году BMW (DE:BMWG) выпустила партию из ста автомобилей Hydrogen 7, способных работать как на бензине, так и на водороде. А в 2013 году Toyota (T:7203) встряхнула автомобильный мир, представив модель Mirai на водородных топливных элементах. Уникальность ситуации была в том, что Toyota Mirai была не концепт-каром, а готовым к серийному производству автомобилем, продажи которого начались уже год спустя. Весной 2019 года компания Toyota презентовала созданный совместно с Kenworth Truck грузовик FCET.

Также на рынке представлены следующие модели легковых автомобилей на водороде: Hyundai NEXO, Mercedes-Benz GLC F-CELL, Honda (T:7267) Clarity, Hyundai ix35.
10 июня 2020 Правительство ФРГ утвердило давно готовившуюся "Национальную водородную стратегию" объемом в 9 млрд евро. Германия берет курс на водородную экономику, в основе которой будет "зеленый" H2.
При этом в Германии, в отличие от азиатских стран, исходят из того, что на H2 скорее будут ездить не легковые машины, а тяжелые грузовики и автобусы. Именно их продажи и будут целенаправленно субсидироваться.
Ведущая китайская нефтехимическая корпорация Sinopec предложила центральному правительству КНР ускорить процесс внедрения водородных технологий в транспортной отрасли по всей стране.

Как видно из вышесказанного, отрасль развивается достаточно давно. И похоже, что останавливаться на достигнутом не собирается. Но нас больше заинтересовали компании, которые остаются в тени громких брендов, те, кто занимается именно разработкой топливных элементов на базе водорода.


Plug Power и Ballard Power Systems работают над технологией топливных элементов на водороде с 1990-х годов



Сравнительный график акций компании Nikola Motor, Plug Power, Ballard Power Systems.

Один из лидеров по производству топливных ячеек – канадская Ballard Power Systems (NASDAQ:BLDP), делающая пилотный проект для китайского Министерства транспорта. Компания была основана в 1979 году. Топливные элементы Ballard Power устанавливаются на автобусы Mercedes-Benz Citaro, автомобили Ford, автомобили DaimlerChrysler, складские погрузчики.
Капитализация компании $4,227 млрд. Выручка компании за 2019 год равнялась $114,30 млн, убытки – $40,50 млн. Убыток на акцию равен -0,17. При этом продажи за последний квартал увеличились на 50%. Акции Ballard Power Systems выросли до 17-летнего максимума после того, как компания 2 июля объявила о заказе в размере 7,7 млн долларов из Китая. Экономические показатели по Ballard Power выглядят более позитивно, чем у её конкурента Plug Power. Отношение притока денежных средств к сумме обязательств (cash-to-debt) равно 10,31 при среднем показателе по отрасли в 0,91. Это говорит о том, что компания генерирует большой денежный поток, а сумма долгов компании незначительна.


Гистограмма соотношения денежного потока и задолжности Ballard Power.

По техническим параметрам компания Ballard Power находится в растущем тренде. На 30.03.2020 года акционерами данной компании являются: Morgan Stanley (NYSE:MS), Two Sigma Advisers, LP, Marshall Wace LLP, Invesco Ltd (NYSE:IVZ), Herald Investment Management Ltd и др.
Компания включена в следующие ETF-фонды: Invesco WilderHill Clean Energy ETF (NYSE:PBW), ALPS Clean Energy (NYSE:ACES), First Trust NASDAQ® Clean Edge® Green Energy Index Fund (NASDAQ:QCLN), iShares Core MSCI Total (PA:TOTF) International Stock ETF (NASDAQ:IXUS), {{1002159|Fidelity® Nasdaq Composite Index® Fund}} и другие.
Компания Plug Power (NASDAQ:PLUG) была основана в 1997 году. Компания стала публичной в 2002 году. Вилочные автопогрузчики были их первым жизнеспособным продуктом на рынке. Клиентами компании являются: Nike (NYSE:NKE), BMW, Walmart (NYSE:WMT), Home Depot (NYSE:HD), Amazon.com (NASDAQ:AMZN). В феврале 2017 года компания объявила о первых поставках своих двигателей на топливных элементах ProGen, предназначенных для электрических транспортных средств. В апреле 2017 года Amazon приобрела более 50 миллионов обыкновенных акций Plug Power и заключила соглашение об использовании водородных технологий на своих складах. В феврале 2020 года компания представила двигатели с топливными элементами Progen мощностью 125 кВт для грузовых автомобилей и внедорожной техники для тяжелых условий эксплуатации. Капитализация компании $3,023 млрд. Несмотря на продажи в $252,50 млн, компания находится в убытке – $89,10 млн. Убыток на акцию за 2019 год равнялся -$0,34. По всем экономическим показателям компания является малоперспективной: растёт сумма задолженностей, компания долгий период не дает положительных денежных потоков. Но при этом продажи компании за последние 5 лет увеличились на 29,10%. По техническим показателям компаниям находится в растущем тренде.


Гистограмма соотношения денежного потока и задолжности Plug Power.

Вопросом "стоит ли приобретать акции Plug Power?" задаются многие инвесторы. То, что отрасль является перспективной – это безусловно, но тут присутствуют и высокие риски. Использование топливных элементов может стать конкурентоспособным, однако скептики склонны считать, что для этого могут потребоваться годы. Водородная энергетика будет развиваться даже при отсутствии прорыва в автомобильной отрасли. Согласно прогнозу Markets&Markets, объем мирового производства водорода, который сейчас составляет $115 млрд, к 2022 году вырастет до $154 млрд.
Снижение стоимости производства килограмма «зелёного водорода» тоже является важнейшим пунктом в масштабном принятии его как топлива. Организация Hydrogen Council, представляющая интересы отрасли, подсчитала, что для того, чтобы водород мог встать в ряд с другими альтернативными экологическими видами топлива, до 2030 необходимо вложить около $70 млрд в производственные мощности, станции заправки и сети дистрибуции.

Менее известные компании в данной отрасли: норвежская компания Nel ASA (OL:NEL), один из её крупных проектов запланирован в партнерстве как раз с американской стартап-компанией Nikola Motor; FuelCell Energy Inc (NASDAQ:FCEL) управляет крупнейшим в мире парком топливных элементов Gyeonggi Green Energy, который находится в Южной Корее.
Акции водородных компаний в портфеле инвестора в данных реалиях должны находится в «кармане» высорискованных активов, и при их приобретении необходимо обязательно учитывать индивидуальный мани- и риск-менеджмент.
Источник: https://ru.investing.com/analysis/article-200271232