Американская компания Nikola Motor разрабатывает грузовик на водородном топливе, который будут использовать на европейском рынке. Компания уже выпустила две модели грузовиков. Ожидается, что серийное производство «европейского» водородного грузовика запустят в 2022-2023 годах. Компания Тревора Милтона, правда, уже имеет, согласно ее собственным данным, портфель заказов на 14 000 грузовиков, что должно обеспечить ей до 2028 года выручку в 10 миллиардов долларов. Один из будущих клиентов – пивной гигант Anheuser Busch (NYSE:BUD), намеренный приобрести сразу 800 водородных грузовиков. Но идея Nikola Motor – это не новинка на рынке.
Никола – не первая компания, которая пытается продать грузовик, работающий на водороде. Двадцать лет назад водородные топливные элементы рассматривались как экологически чистый источник энергии для транспортных средств с огромным потенциалом.
В 2007 году BMW (DE:BMWG) выпустила партию из ста автомобилей Hydrogen 7, способных работать как на бензине, так и на водороде. А в 2013 году Toyota (T:7203) встряхнула автомобильный мир, представив модель Mirai на водородных топливных элементах. Уникальность ситуации была в том, что Toyota Mirai была не концепт-каром, а готовым к серийному производству автомобилем, продажи которого начались уже год спустя. Весной 2019 года компания Toyota презентовала созданный совместно с Kenworth Truck грузовик FCET.
Также на рынке представлены следующие модели легковых автомобилей на водороде: Hyundai NEXO, Mercedes-Benz GLC F-CELL, Honda (T:7267) Clarity, Hyundai ix35.
10 июня 2020 Правительство ФРГ утвердило давно готовившуюся "Национальную водородную стратегию" объемом в 9 млрд евро. Германия берет курс на водородную экономику, в основе которой будет "зеленый" H2.
При этом в Германии, в отличие от азиатских стран, исходят из того, что на H2 скорее будут ездить не легковые машины, а тяжелые грузовики и автобусы. Именно их продажи и будут целенаправленно субсидироваться.
Ведущая китайская нефтехимическая корпорация Sinopec предложила центральному правительству КНР ускорить процесс внедрения водородных технологий в транспортной отрасли по всей стране.
Как видно из вышесказанного, отрасль развивается достаточно давно. И похоже, что останавливаться на достигнутом не собирается. Но нас больше заинтересовали компании, которые остаются в тени громких брендов, те, кто занимается именно разработкой топливных элементов на базе водорода.
Plug Power и Ballard Power Systems работают над технологией топливных элементов на водороде с 1990-х годов
Сравнительный график акций компании Nikola Motor, Plug Power, Ballard Power Systems.
Один из лидеров по производству топливных ячеек – канадская Ballard Power Systems (NASDAQ:BLDP), делающая пилотный проект для китайского Министерства транспорта. Компания была основана в 1979 году. Топливные элементы Ballard Power устанавливаются на автобусы Mercedes-Benz Citaro, автомобили Ford, автомобили DaimlerChrysler, складские погрузчики.
Капитализация компании $4,227 млрд. Выручка компании за 2019 год равнялась $114,30 млн, убытки – $40,50 млн. Убыток на акцию равен -0,17. При этом продажи за последний квартал увеличились на 50%. Акции Ballard Power Systems выросли до 17-летнего максимума после того, как компания 2 июля объявила о заказе в размере 7,7 млн долларов из Китая. Экономические показатели по Ballard Power выглядят более позитивно, чем у её конкурента Plug Power. Отношение притока денежных средств к сумме обязательств (cash-to-debt) равно 10,31 при среднем показателе по отрасли в 0,91. Это говорит о том, что компания генерирует большой денежный поток, а сумма долгов компании незначительна.
Гистограмма соотношения денежного потока и задолжности Ballard Power.
По техническим параметрам компания Ballard Power находится в растущем тренде. На 30.03.2020 года акционерами данной компании являются: Morgan Stanley (NYSE:MS), Two Sigma Advisers, LP, Marshall Wace LLP, Invesco Ltd (NYSE:IVZ), Herald Investment Management Ltd и др.
Компания включена в следующие ETF-фонды: Invesco WilderHill Clean Energy ETF (NYSE:PBW), ALPS Clean Energy (NYSE:ACES), First Trust NASDAQ® Clean Edge® Green Energy Index Fund (NASDAQ:QCLN), iShares Core MSCI Total (PA:TOTF) International Stock ETF (NASDAQ:IXUS), {{1002159|Fidelity® Nasdaq Composite Index® Fund}} и другие.
Компания Plug Power (NASDAQ:PLUG) была основана в 1997 году. Компания стала публичной в 2002 году. Вилочные автопогрузчики были их первым жизнеспособным продуктом на рынке. Клиентами компании являются: Nike (NYSE:NKE), BMW, Walmart (NYSE:WMT), Home Depot (NYSE:HD), Amazon.com (NASDAQ:AMZN). В феврале 2017 года компания объявила о первых поставках своих двигателей на топливных элементах ProGen, предназначенных для электрических транспортных средств. В апреле 2017 года Amazon приобрела более 50 миллионов обыкновенных акций Plug Power и заключила соглашение об использовании водородных технологий на своих складах. В феврале 2020 года компания представила двигатели с топливными элементами Progen мощностью 125 кВт для грузовых автомобилей и внедорожной техники для тяжелых условий эксплуатации. Капитализация компании $3,023 млрд. Несмотря на продажи в $252,50 млн, компания находится в убытке – $89,10 млн. Убыток на акцию за 2019 год равнялся -$0,34. По всем экономическим показателям компания является малоперспективной: растёт сумма задолженностей, компания долгий период не дает положительных денежных потоков. Но при этом продажи компании за последние 5 лет увеличились на 29,10%. По техническим показателям компаниям находится в растущем тренде.
Гистограмма соотношения денежного потока и задолжности Plug Power.
Вопросом "стоит ли приобретать акции Plug Power?" задаются многие инвесторы. То, что отрасль является перспективной – это безусловно, но тут присутствуют и высокие риски. Использование топливных элементов может стать конкурентоспособным, однако скептики склонны считать, что для этого могут потребоваться годы. Водородная энергетика будет развиваться даже при отсутствии прорыва в автомобильной отрасли. Согласно прогнозу Markets&Markets, объем мирового производства водорода, который сейчас составляет $115 млрд, к 2022 году вырастет до $154 млрд.
Снижение стоимости производства килограмма «зелёного водорода» тоже является важнейшим пунктом в масштабном принятии его как топлива. Организация Hydrogen Council, представляющая интересы отрасли, подсчитала, что для того, чтобы водород мог встать в ряд с другими альтернативными экологическими видами топлива, до 2030 необходимо вложить около $70 млрд в производственные мощности, станции заправки и сети дистрибуции.
Менее известные компании в данной отрасли: норвежская компания Nel ASA (OL:NEL), один из её крупных проектов запланирован в партнерстве как раз с американской стартап-компанией Nikola Motor; FuelCell Energy Inc (NASDAQ:FCEL) управляет крупнейшим в мире парком топливных элементов Gyeonggi Green Energy, который находится в Южной Корее.
Акции водородных компаний в портфеле инвестора в данных реалиях должны находится в «кармане» высорискованных активов, и при их приобретении необходимо обязательно учитывать индивидуальный мани- и риск-менеджмент.
Источник: https://ru.investing.com/analysis/article-200271232