Новости компании

Под крылом беспилотника. Как запустить "шеринг" дронов для аэросъемки и доставки грузов

Новости компании
Совладелец, технический директор и главный конструктор столичной компании "Птеро" Амир Валиев рассказал в интервью ТАСС, как создавать летательные аппараты для разведки местности и доставки грузов, когда появится услуга "шеринга" дронов и в чем преимущество России перед США в развитии беспилотной гражданской авиации.
Амир Валиев (справа) © Компания "Птеро"

— Амир Вильевич, для жителей крупных городов, особенно столичного региона, уже не в новинку каршеринг, аренда электросамокатов. Но "шеринг" беспилотников — это уже что-то новое. Объясните, как это будет выглядеть?
— Мы создаем в России сеть сервисных центров обслуживания наших беспилотников, которая позволит из любой точки страны с помощью мобильного приложения заказать беспилотное воздушное судно для оказания услуг — сделать аэрофотосъемку, произвести визуальный мониторинг местности и так далее. Время получения услуги зависит от ситуации: стандартно на согласование использования воздушного пространства требуется три дня, в чрезвычайных ситуациях вылет возможен в течение часа.
— Но это пока только проект?
— Который успешно реализуется: сейчас развернуто два из 20 сервисных центров — в Москве и Сургуте. Наши потенциальные пользователи находятся в основном в северных и восточных регионах России, которые мы намерены покрыть до конца 2022 года. Проект развертывания сети в декабре 2020 года одобрила межведомственная рабочая группа по разработке и реализации Национальной технологической инициативы (НТИ), а в начале 2021 года проект поддержал МСП Банк (дочерний банк Корпорации МСП, занимающейся развитием малого и среднего бизнеса — прим. ТАСС), который открыл нам кредитную линию на 50 млн рублей по ставке 7% годовых.
— То есть пока через приложение беспилотник, как машину, не забронировать?
— Пока нет. Сейчас мы работаем с заказчиками только по контрактам. То есть получаем заявку на регулярные услуги, а затем отправляем на место свой аппарат. Основные услуги — это мониторинг трубопроводов, линий электропередачи, картография.
— А доставка посылок, грузов?
— Мы рассчитываем, что такая услуга появится к 2024–2025 году, особенно в удаленные населенные пункты Севера и Дальнего Востока. Это очень многообещающий рынок. Сейчас коммерческая перевозка грузов отсутствует из-за законодательных ограничений, есть только экспериментальные полеты. Специалисты прогнозируют, что к 2035 году объем рынка воздушной перевозки грузов будет занимать больше 50% всех услуг с использованием беспилотников.
— То есть станет возможно доставить посылку до окна квартиры?
— Беспилотники создаются в том числе для того, чтобы занять "последнюю милю" в почтовых перевозках. То есть как раз от почтового отделения до квартиры, хотя наши беспилотники могут доставлять грузы только до мест посадки на земле. Мы видим рынок доставки в отдаленные населенные пункты или поселки, отрезанные паводком, которых в России очень много. На обычном транспорте до них добираться долго, а беспилотник может сделать это в считаные минуты. Есть и другие задачи, которые требуют переброски грузов. Например, недавно вышел экологический закон, который обязывает нефтяников передавать образцы грунта, воздуха, воды, снега в местах, где ведется нефтедобыча. Сейчас, если они доставляются на вертолете Ми-8, это очень дорого — с помощью беспилотников эта процедура будет выполнена быстро и в десятки раз дешевле.
— Сами почтовики и нефтяники интерес проявляют?
— Мы уже ведем переговоры с "Почтой России" и крупными нефтяными компаниями, которые также заинтересованы в доставке мелких запчастей — возить их грузовым транспортном слишком затратно. Также они думают над отправкой горячего питания своим бригадам. Вариантов много, обсуждаем детали.
— Сколько будет стоить такая доставка?
— Одна — до 8 кг груза — обойдется сначала в 150 рублей за километр полета, но потенциально после разворачивания сети сервисных центров стоимость может быть снижена до пяти — десяти рублей за кг*км.
— Мы начали с планов, но давайте откатимся в начало. Как и когда вы заинтересовались беспилотниками?
— Я окончил Московский авиационный институт по специальности "аэрогидродинамика", со студенчества занимался авиамоделированием, летал на дельтапланах, самолетах. То есть понимал, как они технически устроены. В 2004 году я посетил авиасалон Фарнборо (один из крупнейших в мире авиасалонов, проходит раз в два года в Великобритании — прим. ТАСС). Тогда же я задумался о том, что кругом только пилотируемая авиация и есть лишь отдельные "ростки" беспилотников, в большинстве — для военных целей. При этом было понимание, что наша страна обладает большими территориями, где надо контролировать нефтепроводы, трубопроводы, состояние технической инфраструктуры, вести геологоразведку, картографирование и так далее. К тому же в каждой из сфер требуется либо удешевление способа доставки грузов, либо какие-нибудь авиационные съемки. Поэтому я задумал развивать беспилотную авиацию в гражданском направлении. Безусловным преимуществом было то, что беспилотники характеризуются довольно низкой стоимостью вхождения на рынок, в отличие от пилотируемой авиации, требующей гигантского коллектива, серьезных исследований, строгих норм проектирования и сертификации.


— С чего начиналась ваша работа?
— В 2006 году я поехал на обучение в компанию Micropilot (производитель автопилотов в Канаде — прим. ТАСС), приобрел у них два первых автопилота — устройства для управления летательным аппаратом без человека на борту. Вернувшись в Россию, нашел инженера-авиамоделиста и вместе с ним начал проектировать первый беспилотник. Со временем команда расширилась — в проект было вовлечено уже 15 человек: конструкторы, электронщики, разработчики бортовой электронной аппаратуры, слесари, внешние пилоты, специалисты по обработке данных. У нас тогда не было отдельного помещения — мы базировались в авиамодельной секции Московского авиационного института. И там же в 2008 году мы собрали первый беспилотник с электрическим двигателем.
— Что позволило переломить ситуацию с недостатком финансирования?
— В 2017 году у нас появился инвестор — группа компаний "Инэнерджи". Этот же год — год основания компании "Птеро". С того момента она получила свою производственную площадку, расположенную в районе станции метро "Автозаводская" в Москве. Здесь сейчас трудятся более 30 человек.

Полная версия  статьи www.tass.ru