Новости компании

Будущее производства водородных топливных элементов - за гибкими и правильно организованными производственными цепочками

Новости компании
Основатель ГК «Инэнерджи» Алексей Кашин рассказал об опыте масштабирования и перспективах производства водородных топливных элементов ГК «ИнЭнерджи» на панельной дискуссии «Водородные технологии – ближайшее будущее или далекая перспектива. Проекты регионального развития», которая прошла 12 октября в рамках Международного Форума «Возобновляемая энергетика для регионального развития» в Москве.


Источник: www.ren4reg.com

Это мероприятие собрало на одной площадке отечественных и иностранных участников рынка возобновляемых источников энергии, представителей министерств, научных учреждений, административных органов и финансовых организаций. Участниками панельной дискуссии, посвященной проблеме водородных технологий, стали заместитель генерального директора «Российского энергетического агентства» Иван Иванов, научный руководитель Центра энергетики Московской школы управления СКОЛКОВО Татьяна Митрова, министр энергетики Сахалинской области Михаил Гузенко, Руководитель Инвестиционного дивизиона РОСНАНО Алишер Каланов, генеральный директор «H2 Чистая Энергетика» Алексей Каплун, генеральный директор «Кавасаки Хэви Индастриз Рус» Мотоко Даймон, руководитель отдела Энергетическая политика Федерального министерства экономики и энергетики Германии BMWi Торстен Хердан и заместитель генерального директора Департамента современных композитных материалов Mitsui & Co Мугихико Янагида.

Модератором выступил старший аналитик Центра энергетики Московской школы управления СКОЛКОВО Юрий Мельников.

Как отметил Алексей Кашин, водородные топливные элементы сейчас находятся на пике интереса. И ГК «ИнЭнерджи» на сегодняшний момент - крупнейший в стране коллектив, который системно работает в этом направлении.

«Есть вопросы к сжиганию ископаемого топлива, есть вопросы и к непосредственному сжиганию водорода, - говорит Алексей, - но топливные элементы – это наиболее экологичный способ преобразования водорода в электроэнергию и тепло. Кроме того, у них выше КПД по сравнению с любыми двигателями внутреннего сгорания». По его мнению, энергоустановки на водородных топливных элементах также обладают большим потенциалом унификации и оптимизации, что повышает их конкурентоспособность, как источников энергии.

На сегодняшний момент мощности ГК «ИнЭнерджи», по оценкам Кашина, позволяют производить до 17 МВт топливных элементов. Как говорит Алексей, это еще маленькое производство, но тем не менее – оно крупнейшее в стране, и сейчас совместно с коллегами по отрасли и при поддержке «Роснано» реализуется проект масштабирования производства топливных элементов до уровня 300 МВт.

Кашин также отметил зависимость снижения стоимости производства топливных элементов от качества научно-технологического сопровождения подобных проектов - от стадии разработки материалов до запуска на поток. «Мы делаем попытку посмотреть за горизонт и создать гибкое производство, которое станет трамплином в более зрелый рынок и считаем, что рынок топливных элементов ранней стадии будет существовать еще долго – около 5-7 лет. Мы предполагаем, что небольшое гибкое производство, которое работает по принципу полного жизненного цикла и учитывает местную специфику, позволит сделать производство объемом в 300 мегаватт конкурентоспособным при стоимости энергоустановки в районе 400 долларов за киловатт установленной мощности. Сейчас на рынке эта стоимость составляет 1100-1200 долларов», - говорит основатель ГК «ИнЭнерджи».

По его мнению, основная задача - построить не просто производство, которое впишется в рынок, а производство, которое будет отвечать на его вызовы и изменения. А также создать почву для научно-технологического рывка, чтобы в долгосрочной перспективе оно могло оставаться конкурентоспособным. Это прекрасная почва для кооперации с крупными международными партнерами, которые с точки зрения инжиниринга находятся на более зрелой стадии.