Итоги первого десятилетия развития батарейных сборок компании Tesla – много шума из ничего

Цель нашей компании - разработка, производство и внедрение эффективных и экологичных систем электропитания.


1 Октября 2017

Ожидание быстрого и устойчивого роста объема аккумулируемой батареями энергии - было основным элементом, формирующим вектор инвестиционной деятельности в течении более, чем десятилетия развития Tesla.

Теоретически, значительный прирост емкости батарей открывает большие возможности для дальнейшего технологического прогресса, вариации размеров, веса и снижения себестоимости автомобилей.

Батареи у Model S, - второй серийной модели «Тесла», поставки которой начались в 2012 году, - на сегодняшний день могут аккумулировать вплоть до 100 кв/ч, тогда как ранее этот показатель, при тех же размерах, достигал лишь отметки в 85 кв/ч.

В течении последнего года я многократно слышал о том, что элементы питания типа 2170, которые выпускает завод Tesla в штате Невада – Gigafactory, на 30% более емкие, чем оригинальные ячейки Model S.

Хотя заявленный уровень энергоемкости единичных топливных ячеек может быть близок к реальности, удельный объем аккумуляторной батареи Model 3, - пятиместного электрического седана Tesla, модель которого была презентована в 2016 году, - меньше, по сравнению, с оригинальной батареей Model S.


«Эти аккумуляторные батареи стабильно совершенствуются каждый год – возможно, речь идет о 5% роста удельной емкости. Думаю, это один из ключевых показателей, о которых мы беспокоимся. Когда мы перешли от Roadster к Model S, емкость аккумуляторных батарей была увеличена примерно на 30%, а когда мы разрабатывали Model 3, она была увеличена еще на треть. Эта тенденция, в прошлом, продолжалась каждый очередной год» - заявлял господин Штробель. 

Этого достаточно, чтобы пропеть «Боже, храни Америку», но, к сожалению, рост энергоемкости был далек от ожидаемого. Это было очередным подтверждением простой истинны, озвученной когда-то Томасом Эдисоном: «Как только кто-то начинает работать над вторичной батареей, он обнаруживают свою скрытую способность лгать».

Обсуждения уровня энергоемкости единичных ячеек в Вт*ч на литр и Вт*ч на килограмм - могут быть интересны увлеченным специалистам электрохимической отрасли, но не имеют прикладного смысла, так как литий-ионные элементы питания бесполезны до тех пор, пока не собраны в аккумуляторную батарею, который может обеспечивать необходимый уровень энергии, для снабжения транспорта или хранения достаточного объема энергии от солнечных батарей.

В конечном счете, удельный уровень энергоемкости для аккумуляторной батареи – единственная метрика, которая имеет прикладное значение.

Сложно найти достоверные данные об удельной емкости аккумуляторной батареи, но, как упоминали во всем известном сериале, - «Истинна где-то рядом», если вы задаете правильные вопросы и склонны к аналитике. На мой взгляд, приведенные ниже материалы по удельной емкости аккумуляторных батарей - заслуживают уважение:

· В мае 2007 года, в блоге Tesla была опубликована статья Эндрю Симпсона, который рассказал о предполагаемой удельной энергоемкости в 124 Вт*ч/кг массы аккумуляторной батареи Родстера Теслы.

· В мае 2016 был опубликован отчет Национальной лаборатории Айдахо, где удельная энергия достигала 156 Вт*ч/кг для Model S85 2014-ого года.

· В декабре 2016 опубликован Сводный сертификационный отчет (Certification Summary Information Report), поданный Tesla в Агенство по охране окружающей среды (EPA), где удельная емкость аккумуляторной батареи Model S 2017 года достигала 170 Вт*ч/кг.

· В марте 2017 опубликован Сводный сертификационный отчет по модели Model X 2017 года, где удельная емкость аккумуляторной батареи достигает 150 Вт*ч/кг.

· В июле 2017 Сводный сертификационный отчет по модели Model 3 2017 года указан, как 150 Вт*ч/кг массы аккумуляторной батареи.


Энергоемкость аккумуляторной батареи оригинальной Model S была больше модели Roadster на 25,8%. Аккумуляторная батарея Model S 2017 года выпуска превосходила ББ первой версии на 8,9%. Удельная энергоемкость аккумуляторной батареи Model X и Model 3 оказалась ниже, по сравнению с оригинальной Model S.

Нижний тренд (обведен красным) показывает темпы медленного развития литий-ионных технологий. Несмотря на то, что график откровенно устаревший, он подчеркивает шокирующую разницу между темпами развития электроники и батарейной отрасли. Между 1990 и 2003, скорость беспроводной передачи данных возросла в 30-ть раз, тогда как емкость жестких дисков – в 3000. В течении того же периода, энергоемкость батарей увеличилась в 4-ре раза и этот рост обусловлен внедрением литий-ионных батарей в середине 90-х. В течении следующего десятилетия, график, по большому счету, прямой. 


Если вы обновите тренды, чтобы учесть технологический прогресс после 2003 года, прирост производительности электроники будет на несколько порядков больше, тогда как уровень емкости аккумуляторных батарей останется в пределах красного овала на иллюстрации выше.

Заключение

«Основное внимание в этой статье уделяется одной из причин, по которой, как я считаю, бизнес-модель Tesla имеет фатальный изъян, а ее инвестиционная привлекательность стремится к нулю. Хотя, я никого не уговариваю продавать акции Tesla, я уверен, что нехеджированные длинные позиции по ним являются воплощением глупости.

Бенджамин Грэм, отец «Value investing», или «стоимостного инвестирования», однажды объяснил, что, в краткосрочной перспективе, рынок действует как машина для подсчета голосов, которые определяют популярность или непопулярность тех или иных фирм. Но в долгосрочной перспективе, рынок действует как весы – оценивая реальную стоимость компании.

Очевидно, что в отношении Tesla рынок действует по первому принципу и будет поддерживать иррациональную стоимость акций, пока не перейдет к модели оценки реальной стоимости компании,. Поскольку я ожидал, что акции Tesla рухнут еще тогда, когда они торговались на уровне 30$, я не имею ни единого понятия о том, когда это произойдет. Но когда это начнется, все произойдет очень быстро».

Источник seekingalpha.com